среда, 20 августа 2008 г.

Доклад на Региональной межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летию удмуртской национальной периодической печати


Лабынцева Елена Вячеславовна
Старший преподаватель
кафедры электронных СМИ ФЖ УдГУ
Удмуртская Республика, г. Ижевск
2006 г., стр.231-236

Семантические концепты литературно-художественного альманаха «Аквилон».

Слово “концепт” от лат. conceptus в русском языке означает буквально “поятие, зачатие” (от глагола concipere — зачинать) . Этимологически “понятие” восходит к глаголу “пояти”, что означает “схватить, взять в собственность” . Именно это нечто взятое и удержанное, понятое, познанное и определившееся – СИСТЕМА концептов - выступило при создании нового литературного альманаха «АКВИЛОН» основным формообразующим элементом.
Если обращаться к данной системе, то следует напомнить, что концепты выстраиваются в иерархии смыслов и ценностей картины мира; сам концепт – фрагмент картины мира(1). Концепты отсылают друг к другу(2), и более того – «концепт лишен смысла, пока не соединен с другими концептами”. Концепт содержит одновременно 1) “общую идею” некоего ряда явлений в понимании определенной эпохи и 2) этимологические моменты, проливающие свет на то, каким образом общая идея “зачинается” во множестве конкретных, единичных явлений. Именно эта точка зрения взята как отправная в организации концептуальной сферы первого альманаха «Аквилон» 2001г.
Во-первых, при выборе и выдвижении концепта «АКВИЛОН» как структурообразующего целого, прежде всего, была рассмотрена семантика географической ракурса. Удмуртия расположена в западной части среднего Урала, между ре¬ками Кама и Вятка, на границе Европы и Азии, там, где пе¬ремежаются леса и степи. Территория Удмуртии представляет собой холмистую равнину, последовательно понижающуюся с севера на юг и с востока (со стороны Уральских гор) на запад, расчлененную в значительной части долинами рек и оврагами, представляющую достаточно открытое пространство для движения воздушных масс. Выдвигая в название альманаха наименование ветра как направленного передвижения воздушных масс, закладывался в первую очередь культурно-семантический акцент, т.е. представления о ветрах как координатах определенного пространства, которые в свою очередь, прежде всего, были характерны для античной мифологии. Отсюда выбранное направление ветра – ветер северный, т.е. с территории государственной культурной периферии к культурному государственному центру.
Во-вторых, издавна Удмуртия была ареной интенсивных контактов, в которых принимали участие уральцы и индоевропейцы, финно-угорские, тюркские и славянские элементы, что и в сфере литературной жизни находило своё отражение. Сегодня Российская федерация интенсивно входит в сообщество европейских государств, и соотнесе¬ние России, а значит и Удмуртии с тем, что называется Европой или Европейским Западом, является исходной предпосылкой для самосозна¬ния республики в современном политическом пространстве. Следовательно, требовался концепт, который соответствовал бы данной культурно-исторической ситуации, отражал культурно-исторические традиции, объединял в себе все обозначенные выше составляющие и позволял бы определить современную литературную ситуацию и её перспективы.
Проекция названия альманаха «Аквилон» на современную литературную ситуацию представляет собой концептуализированную область, где установились семантические ассоциации между метафизическими смыслами и явлениями предметного мира, отраженными в слове, где соединились духовная и материальная культуры.
Данная аккумуляция в выбранном концепте, обозначенная через эпиграф к одному из разделов альманаха «Аквилон»№2 Г.Гачевым(работа «Национальные образы мира»), определяет и саму подвижную среду, которая постоянно и активно трансформируется, отображая всевозможные проекции как социальные, так и духовные на поэтическую сферу : «Ветру пределы не заказаны: это и посланец, и вестник беспредельности, и ее активный дух, сотворитель: вторгаясь и взрывая каждый предел и вещь и носясь по миру, ветер доказывает всему, что ничто не окончено, не закрыто, что мир не сотворен и не будет докончен, но что непрерывно и вечно возводится: суживается - расширяется, стягивается - разрежается, но никогда не равен самому себе».
Определение функциональной стороны концепта вообще и данного концепта АКВИЛОН в частности как некой универсальной, интерсубъективной формы хранения и передачи ракурса общекультурной информации обозначает бесконечность концепта как явления культуры. Он существует постоянно, совершая движение от центра к периферии и от периферии к центру, задаёт формирование некой концептсферы, которая приняла на себя задачу отражения и основной смысловой направляющей формирования литературного процесса творческого объединения. Содержательное наполнение данной концептсферы также безгранично.
Концепт АКВИЛОН как и любой другой концепт опирается на ассоциативно-вербальую сеть, квантует ее(3) , его коннотативная субъективная значимость корреспондирует с мотивационным уровнем. Семантические образования данной области, список которых в достаточной мере ограничен и которые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей, транслируются в альманахе такими метафизическими концептами как: ДУХ, ДУША, СВОБОДА, ВЕСТНИК, ДАР, ГОЛОС, высокой, либо предельной степени абстрактности. Они отправляют к «невидимому миру» духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через символ – знак, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного, проявляются в поэтической плоскости альманаха.
Продемонстрируем данное положение на примере семантического квантования концепта ДУХ: «Я ведаю истину сном или духом…» - Д.Клеопов(дух - особый дар), «Вот тут и подоспел дух времени…» - Е.Лабынцева(дух - сила божественного откровения ), «Напевно тени изгоняя духа…» - А.Порохова(дух – демон), «Все разделить на дух и плоть…» - А. Сомов(дух – составляющая человека ), «Дух захирел и, цвет набрав, поник…» - В.Трефилов(дух –жизненная сила). Данные личностные концепты обозначили точки соприкосновений концептуальных сфер поэтических систем авторов альманаха.
Концепт АКВИЛОН как некая гибкая, универсальная структура, задает особую иерархию внутритекстовых элементов, основная функция которых:
1. установление связи между элементами и целым(эпиграф-цитата А.Белого в №1,2),
2. придание тексту структурности(цитаты, предваряющие каждый раздел альманаха),
3. установление иерархии смыслов(Георгии Гачев. Национальные образы мира. 1988 г.
Ветер, Аквилон №2),
4. выдвижение особо важных частей сообщения(цитаты перед рубриками разделов),
5. создание избыточности, защищающей сообщение от помех (название раздела + Эпиграф к каждому + концептуальная картина художника, автора альманаха).

Концепт представляет собой совокупность предметно-логического содержания понятия и его культурно-символической ауры. Концепты можно представить узловыми точками картины мира поэта. Символ есть, с одной стороны, имплицируемая концептом и латентно существующая в нем «аура» культурно-стереотипных, архетипических и индивидуально-символических сем, а с другой – знак, означающим в котором выступает образ, концепт либо слово, его выражающее, а означаемым - обобщенное, а также абстрактное понятие либо идея. В первом значении символ выступает как сущность («сущность» концепта), а во втором – как явление.
Сознание современного человека представляет собой диффузный научно-мифологический тип, состоящий из нескольких уровней, каждому из которых свойственен определенный тип символов. Пространство альманаха было организовано прежде всего для разворачивания архетипических символов, о чем было заявлено в статье В.Трефилова «».
Архетипические (мифологические) символы основаны на древнейших мифологических представлениях об окружающем мире, они также восходят к прототипам как первичным бессознательным образам. Но, в отличие от символов-прототипов, символы-архетипы обязательно содержат мифологическую метафору, включаются в структуру мифа. Сравните следующие символы-архетипы: небо - отец, земля – мать; яйцо - зародыш мира; змея - бог земли (мертвых), плодородие; рыба - бог воды, изобилие, хладнокровие; птица – посредник меду землей и небом, миром живых и потусторонним миром. Эти символы не являются продуктом одной культуры, а действуют в культурах, разделенных во времени и отличных по историческому развитию [Wheelwright 1968]. Символы-архетипы часто отражают древний анимизм (антропо- и зооморфность), тотемизм, им присущи конкретность как образа (означающего), так и означаемого им понятия. Например, архетипическому символу ВЕТРА присуща антропоморфность, ср.
Архетипические смыслы концептов находятся в глубинах бессознательного человека, но их присутствие несомненно и в символах современности. Актуализация исследования и развертывания архетипических символов в поэзии становится одной из главных доминант поэтической деятельности Союза литераторов Удмуртии.
Иллюстрацией данного положения будет следующая семантическая концепт-система, развернутая на страницах трех альманахов «Аквилон» через определение символической атрибутики пространства, творящего поэзию, где ВЕТЕР - координатор этого пространства. Концепт-система позволяет достраивать картину мира до уровня иерархического представления о мире, до мировоззрения, включающего, помимо собственно мировосприятия, основные жизненные позиции людей данного пространства, их принципы познания и деятельности, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

ВСЕЛЕННАЯ, НЕБО, ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ПЕЩЕРА, ГОРА, ОСТРОВ, ГОРОД, ДОРОГА, которая находит свое воплощение в поэзии авторов альманаха:
Вселенная– «Стань всей Вселенной..» - Е.Лабынцева
Небо – «Кончиком сухого языка прикоснуться к нёбу или к небу…» - А.Сомов
Земля – «…Космическая птица, нашедшая приют на гаснущей земле…» - В.Трефилов
Дорога – «…дорога идет сквозь тополиное дупло…» - З.Сарсадских
Лес – «…об одиночестве рыцаря под покровом великого леса…» - Д.Бесогонов
Пещера – «Летят века в глубокие пещеры…» - В. Иванов.
Гора – «Тронула гору почти невесомую, воздух почти…» - А. Порохова.
Остров – «Особенный остров…» - Е.Лабынцева
Город – « В город, который и не ждет и не целует, но хлещет ветром и отчаянно ревнует…» - Е. Шарафиева
Еще один семантический концепт ГОЛОС является важным в актуализации заданной концептуальной схемы. Исходя из трактовки М.М.Бахтина понятия голос, определяем главную семантическую составляющую, связанную в первую очередь, с говорящей личностью, с говорящим сознанием. Отсюда концепт ГОЛОС становится одним из главных сквозных концептов, организующих проекцию концептуальной модели Программы Союза литераторов Удмуртии на литературно-художественный альманах «Аквилон». Она представлена следующей схемой: ИМЯ(говорящаяличность)=ГОЛОС=ЛИРИКА(говорящее сознание).
Тексты, представленные в альманахе, организуются в активный контекст, иллюстрирующий подход М.М.Бахтина к высказывани;ю как к деятельности, которая вносит различия в ценности. Данный подход реализован и на композиционном уровне издания, представленном следующими блоками: 1. Голос (блок концептуальных для СЛУ материалов); 2. Страницы (блок художественных произведений авторов Ижевска, Воткинска, Сарапула, включающий в себя подблок «Память»; 3.Ракурс(художественно-публицистический блок обсуждения творческих проблем). Принимая во внимание высказывание М.М.Бахтина о том, что голоса могут быть удалены, выделяем следующие аспектные группы композиционных блоков:
• Удаленность по времени – переводы сонетов Шри Ауробиндо Гхоша (В. Благоразумов), Из Ч.Буковски, из С.Крейна (И.Марков), сопровожденные критическими статьями В.Трефилова и И.Маркова., подблок «Память», посвященный ушедшим из жизни поэтам Д.Бесогонову и И.Останину.
• Пространственная удаленность - блоки отделений СЛУ Воткинска, Сарапула.
Эту часть концептуальной схемы можно представить следующим образом:
ГОЛОС – ГОЛОСА
В рамках культуры существуют индивидуальные и коллективные концептосферы. Среда, в которой развивается данное творческое литературное пространство, имеет своеобразную коллективную концептсферу со сложнейшим комплексом сем ментального и культурно-эстетического характера (в СЛУ 30 русскоязычных литераторов). Так как «Аквилон» выдвигает на передний план издания глубоко прочувствованный, образно трансформированный общий спектр острейших вопросов социальной тематики, то именно концепт ГОЛОС становится инструментом трансляции проблемных узлов, которые каждый и выносит в поле диалогической активности. В этом поле диалогической активности проявляется и собственная интонация голосов – тот набор индивидуальных концептов, которые выстраивают концептуальную систему авторов, голоса которых не равнодушны друг к другу, но не довлеют каждое себе; они знают друг о друге и взаимно отражают друг друга, позволяют взаимообогащать голоса, не посягая на личностный акцент другого.
Обращаясь к концептуальной парадигме, предложенной в альманахе «А» №1, следует отметить, что, по мысли Ницше, художник не сможет создать ничего нового и не сможет ничего познать с помощью концептов, если сначала не сотворит их заново. Основной онтологической сложностью исследования смысла сегодня является динамичность смысла, сочетание признаков системности и стихийности или гибкой структурности концептов.
Рассматривая концепт как мысленный концентрат, который замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода, следует предполагать и усвоение некого смысла, т.е. построение некой структуры из имеющихся концептов в качестве интерпретаторов или анализаторов рассматриваемого концепта. Примером может послужить квантование концепта ДОМ в поэтических произведениях авторов «Аквилона» (В.Трефилова «Страна заката», А. Корамыслова «Брат, окруженный сестрами», А.Сомова «Колыбельная сыну», Марков «история болезни», С. Данилова «Дом», Д. Клеопова «Дом»)». Здесь мы можем наглядно представить семантическое поле индивидуального квантования данного концепта: замкнутость – С. Данилов, защита – Д.Клеопов, космический центр – В.Трефилов, мир – А. Корамыслов, вселенная – А. Сомов, нисхождение во тьму перед возрождением – И. Марков, ковчег – Д.Сухова, келья – Е.Лабынцева.
Этот пример иллюстрирует положение о концепте как некой интуиции, предпонимания, предмнения, в которой проявляются не только сознательные, но и бессознательные познавательные процессы, так как каждое осмысление хранит память о предшествующих значениях и сознание возможности будущих.
Итак, структура семантического концепта определяется возможностями средств, манифестирующих концепт в концептуальную сферу. Имеется в виду образная сфера и её составляющие. Концепт — одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание концепта сближает его с художественным образом, заключающим в себе обобщающие и конкретно-чувственные моменты.
1. Данькова Т.Н. Концепт любовь и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А.А.Ахматовой: Автореферат дис. канд. филолог. наук. Воронеж, 2000, с.6
2. Делез Ж., Гватари Ф. Что такое философия? М.-СПб, 1998, с.30.
3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа./Литературно-критические статьи. М., 1986. С.473-500cc.478, 481.
4. Литературно-художественный альманах СЛУ «Аквилон»№3, Ижевск, 2005,300с.


Комментариев нет: