среда, 11 ноября 2009 г.

Вышел литературно-художественный альманах Союза литераторов Удмуртии "АКВИЛОН" №4


В оформлении обложки использованы картины председателя СЛУ кандидата философских наук Владимира Трефилова (Ижевск) "Архетип Атлантиды" и "Летящий".

ОТ РЕДАКЦИИ

Пространственная карта мира сегодня создается согласно концентрации человеческого капитала, причём знание и информационные технологии становятся действительной силой трансформации мирового пространства. Формирующиеся «центры силы» закладывают во все сферы жизни общества характеристику временной приближенности к Будущему. Информационная фаза эволюции человечества предъявляет свои требования практически ко всем областям деятельности человека, в том числе и к литературе, как к культурно-историческому полю, непосредственно связанному с такими понятиями, как информация, творчество и пространство. 
Особая специфика развития литературного процесса Удмуртии, основана, во-первых, на её историческом и культурном прошлом. Изначально Удмуртия была зоной особого сакрального пространства. Это выражалось в мощном слое языческих верований и сакральной культуры. Во-вторых, после стирания данного слоя, возникшего в результате развития цивилизации, Удмуртия становится зоной развитой технологии, что вполне отвечает потребностям технологической фазы эволюции. 
Сформированное культурное сообщество Удмуртии сегодня выстраивает процесс развития нового искусства, задачей которого является работа с энергиями и информационными потоками. Альманах, как концентрат широкой идейно-образной и тематической составляющих, выступает в этом процессе проекцией моделей взаимодействия информации и пространства, как географического, так и метагеографического. Целенаправленные мысленные и философские усилия, принимая литературную форму, становятся в пространстве альманаха тем трансформационным инструментом, который через говорящего разворачивает становящийся образ мира. Следует отметить, что "разворачивание" или "сворачивание" географического пространства с целью получения его определенных свойств и эффектов, происходит в подготовленном виртуальном поле, коим в данном случае выступает литература. Но прежде мысль формируется, "формуется" базисным реальным пространством и становится, по сути, формой этого пространства. Иначе, происходит "географическое положение" мысли (Ж. Делез, Ф. Гваттари "Что такое философия?" (1991). Затем, переходя в новом качестве в информационно-энергетическое поле земли, организует процесс моделирования нового образа мира. 
В XX веке М.М.Бахтиным введено в эстетику и литературоведение понятие хронотопа, ранее широко употреблявшееся в математике и естествознании, для обозначения слияния пространственных и временных характеристик в осмысленном и конкретном целом. Постепенно под хронотопами стали пониматься особые пространственно-временные зоны, в которых осуществляется развитие культурно-исторического процесса. Ряд исследователей отметил ритуализацию и сакрализацию хронотопа, характерную для религиозной психологии и сакрального искусства.
Ритм изменения в культурно-историческом процессе Удмуртии характеризуется ускорением перехода из стадии возникновения в стадию развития новой литературы региона. Главной характеристикой данного процесса является то, что новая сакральная литература Удмуртии сознательно определяет и задаёт архетипический вектор в создании художественных произведений, организуя целое в единстве локального и общечеловеческого энерго-информационного поля. Семантика и звук в данном процессе обретают новое единство, Слово обретает новую силу. Но и ответственность за творимое Слово требует от каждого творческой трансформации.



Содержание

Ойкумена
Трефилов В.А. Индийская синтетическая концепция сознания и проблема эволюции сакрального искусства........17

Экотоны
Ижевск
Данилов Сергей ..............................................................34
Лабынцева Елена ...........................................................43
Марков Илья ...................................................................56
Окунь Виталий ................................................................67
Сухова Дарья ...................................................................79
Трефилов Владимир........................................................87
Шумихин Сергей .............................................................91
Бесогонов Денис................................................................99
Воткинск
Корамыслов Александр .................................................106
Герман Сергей ..................................................................118
Егор Чужак........................................................................123
Чурбанов Игорь ...............................................................128
Парамонов Владимир ......................................................138
Сарапул
Сарсадских Зинаида ........................................................148
Сомов Алексей ...................................................................151


Параллели
Верина Анна . .....................................................................162
Галеев Тимур .....................................................................166
Колодиева Ирина...............................................................168
Матросова Тамара..............................................................171
Михеев Павел .....................................................................176
Садыков Денис ....................................................................179
Чиркова Ольга ....................................................................183

Границы
Лабынцева Е.В. Стихотворение 
А.С.Пушкина «Рифма». .....................................................192
Порохова А. Обыкновенная 
свобода. ..................................................................................216
Роднов Л., Запривода В.  
Самиздат вечен. ...................................................................226

Картограмма
Виталий Окунь. ....................................................................236
Создание мира. .....................................................................237
Владимир Трефилов.............................................................241
Трансреализм. .......................................................................242

Ареал
Есаулов Д.И. 
Красота и симметрия в искусстве. 
Единство законов. Симметрия.............................................248
Есаулов И.Г. III-я сигнальная система (творческая) ....261

Полигон
Благоразумов В. Духовная поэзия Шри Ауробиндо. Переводы.......275
Мамаева Т. Испанская поэзия. 
Переводы..................................................................................279
Марков И. Переводы. ............................................................287

Проекции
Поэтическая студия УдГУ «НА ЛЕСТНИЦЕ». 
Е.Лабынцева. «Я по лесенке приставной…».......................292
Проект СЛУ «Религиозно-философские истоки поэзии» .................300

Надир и зенит
Трефилов.В.А. Комплекс Орфея 
и орфическая поэзия. ...............................................................305
В.Трефилов. Орфические стихи. ...........................................307
Белый обелиск. ..........................................................................308
Е. Лабынцева. Кинематика. Опыт .........................................319
Трактовка. ……………………….....................................................329
Кинематика. Опыт 3. ………………….........................................333
Импровизация сокровенного..…………….................................343

DVD приложение

Номер проиллюстрирован репродукциями картин и рисунками Елены Лабынцевой, Виталия Окуня (Ижевск), Владимира Трефилова...


Редактор -  председатель СЛУ Владимир Трефилов(Ижевск)
Составитель и один из авторов - секретарь СЛУ Елена Лабынцева (Ижевск-Липецк).